Сегодня для педагогов важна не только успеваемость учеников, но и их поведение, и эмоциональное состояние. Нужно отметить, что эта тема не теряет свою актуальность и сейчас.
Что такое буллинг и какие последствия он несет?
Начнем с определения данного термина. Буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны другого. Такое определение дает словарь Википедия. При этом это преследование имеет не только форму физической агрессии, но и психологического давления, запугивания, распространения сплетен, вымогательства, издевательства. Кроме того, сейчас ко всему перечисленному с развитием новых технологий и популяризацией социальных сетей присоединился еще один вид школьного насилия — кибербуллинг.
Нужно признать, что это явление распространено не только в казахстанских школах. Так, согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения, самая большая процент подверженности буллингу у литовских школьников — 64%. Следом идут российские школьники — 50%. Третью позицию в списке занимают бельгийские школьники — 46%. Затем идут Австрия, Люксембург, Шотландия, Канада, Швейцария и Франция.
В этом списке ВОЗ Казахстан не указывается. Однако по данным исследования Детского фонда ООН, проведенного еще в 2011 году, 66,2% казахстанских школьников сталкиваются с школьным насилием, из них 63,6% в роли свидетеля, 44,7% – в роли пострадавшего, а 24,2% признались в совершении насильственных действий.
Конечно, каждый понимает, что может повлечь за собой это явление. Буллинг не только негативно сказывается на психологическом состоянии школьника, но и затрагивает качество его успеваемости. Это подтверждают и многие исследования международных мониторинговых групп. При этом у учеников, замеченных в совершении буллинга, высокий риск того, что впоследствии они будут хуже учиться, употреблять наркотические вещества, иметь агрессивное поведение.
Какие меры по борьбе с буллингом существуют в мире?
В мировой практике одной из первых антибуллинговых мер принято считать программу Д. Олвеуса. Она начала применяться в 1983 году в Норвегии. Действия программы направлены на три уровня: школы, класса и каждого ученика индивидуально. Мера считается одной из наиболее эффективных. Программа нашла широкое применение в развитых европейских странах, как Австрия, Швеция, Финляндия, Германия. Схожая программа существует в Португалии и Великобритании — «Безопасные школы», в Швеции – «Фарста». В рамках последней в каждой школе определена команда из 2–4 учителей, которая в случае буллинга незамедлительно вмешивается в ситуацию для ее решения. Кстати, все эти программы оцениваются по уровню эффективности, что позволяет усовершенствовать деятельность школ в борьбе со школьной агрессией.
Сегодня усилия европейских стран объединены и на международном уровне. Еще в 2005 году Европейская комиссия запустила план действий под названием «Дети и насилие». Этот проект в дальнейшем был модернизирован и интегрирован в программу «Строим Европу для детей и вместе с детьми».
Какие меры по борьбе со школьным буллингом принимаются в Казахстане?
Следует признать, что за последние годы в нашей стране значимость психологического сопровождения школьного образования заметно повысилась. Министерство образования и науки оказывает большую поддержку в работе школьных психологов. Идет постоянное повышение квалификации педагогов-психологов. Каждый год разрабатываются методические рекомендации по профилактике дестурктивного поведения обучающихся, определяются уровни агрессивности детей, повышается стрессоустойчивость учеников.
Вместе с тем, в республике действует специальная мобильная группа по профилактике подростковой преступности, деятельность которых направлена на борьбу с вымогательством, насилием в школах, длительным непосещением занятий.
Кроме того, МОН РК активно ведет сотрудничество с ЮНИСЕФ, которая занимается исследованием данной проблемы и дает рекомендации. Стоит отметить, что ряд программ ЮНИСЕФ реализован во многих образовательных учреждениях страны.
Доказано, что программы предупреждения и профилактики школьного насилия снижают уровень буллинга до 25%. Поэтому нельзя недооценивать важность, принимаемых антибуллинговых мер. Об этом прекрасно понимают и у нас. Ведь морально и психологически здоровая молодежь – это основа завтрашнего дня страны.